Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова празднует юбилей: 100 лет назад — в январе 1919-го — частный вокальный коллектив Ивана Юхова стал первым государственным хором Страны Советов. Вековую историю капеллы и ее будущее «Известия» обсудили с художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом России Геннадием Дмитряком.

― Фестиваль, посвященный 100-летию капеллы, вы открыли концертами в Севастополе. Почему выбрали именно этот город?

«Мы на пороге интегрального искусства»

Народный артист России Эдуард Артемьев — о будущем музыки, свидетельствах присутствия Бога и радости признания

― За последние семь лет капелла побывала с концертами более чем в 70 городах России — от Магадана до Калининграда. В каждом городе, куда мы приезжаем, нас встречают очень тепло. Поэтому решение открыть юбилейный фестиваль гастрольным турне было вполне естественным. Севастополь стал отправной точкой, поскольку сегодня это один из символов укрепления государственности в новейшей истории нашей страны, город русской весны.

Мы с большой радостью восприняли воссоединение Крыма с Россией, возвращение Севастополя в родную гавань. Помним, как 22 сентября 2014 года в Большом зале Московской консерватории состоялся совместный концерт капеллы и Ансамбля песни и пляски Черноморского флота. Мы исполнили исключительное по силе эмоционального воздействия сочинение Владимира Рубина — музыкальную трагедию «Июльское воскресение. Севастополь, год 1942», которая посвящена подвигу защитников города в годы Великой Отечественной войны. В этот вечер стояли на одной сцене с моряками Черноморского флота, пели на одном дыхании, ощущали себя единой силой.

Так что мысль открыть юбилейный фестиваль в Севастополе пришла сама собой. Наше предложение нашло поддержку в Министерстве культуры РФ — в результате в Севастополе прошел музыкальный фестиваль из трех концертов. В первом звучали сочинения русской и советской хоровой музыки. Программа второго была составлена из произведений русской духовной музыки (в частности, в нее вошли фрагменты Всенощной Сергея Рахманинова), он прошел на легендарной земле древнего Херсонеса. В третьем концерте звучала музыка Моцарта, Генделя, Вивальди…

Фото: пресс-служба Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова

― Вы возглавили капеллу в начале 2000-х — сложное время для многих российских творческих коллективов. Как оцениваете сегодня этот период?

― Те годы действительно были сложные. Капелла находилась в тяжелом состоянии в силу недостатка финансирования, сокращения количества концертов, старения кадрового состава…

Сразу стало ясно, что предстоит огромная работа по возрождению коллектива. Сегодня для меня очевидны исторические параллели между этим периодом и тем временем, когда к руководству капеллой пришел Александр Юрлов, — ведь состояние хора в конце 1950-х было столь плачевным, что даже стоял вопрос о его ликвидации. Но Юрлову дали шанс, и он использовал его в полной мере — буквально через пять лет капелла гремела по всему Советскому Союзу. Он не только возродил коллектив, но и заложил в него энергетику будущего развития.

Симфонический космос: в Москве исполнили «Песнь о земле» Малера

Александр Сладковский сделал ставку на сложнейшие оркестровые партитуры XX века

По счастью, у капеллы немалый запас прочности: при поддержке Министерства культуры РФ нам удалось на первом же этапе частично решить финансовые проблемы. Мы значительно расширили репертуар и количество концертных программ: в настоящее время коллектив дает более 70 концертов в год. Причем в репертуаре капеллы не только широчайший спектр кантатно-ораториальной музыки, сочинений для хора a cappella, но и произведения популярных жанров: музыка кино, эстрадные хиты и даже рок-оперы.

― Классика и рок-опера — это сочетаемые направления?

— Для профессиональных музыкантов вполне. Популярная музыка отражает мировоззрение современного человека и в этом плане является неотъемлемой частью культуры, одним из свидетельств о человеке и о мире. Поэтому в нашем репертуаре есть композиции ABBA, Queen, Pink Floyd, других групп и исполнителей. Порядка десяти лет длится наше сотрудничество с легендой музыки мирового кино Эннио Морриконе. Так что я не вижу здесь ничего не сочетаемого.

Но чтобы всё успеть, нам нередко приходится переносить выходные, назначать дополнительные репетиции. Мы сотрудничаем с лучшими российскими оркестрами. Можете представить, какая это ответственность! Для этого нужно, чтобы у нас работали профессионалы высочайшего уровня — лишь при определенном запасе технической свободы можно говорить о творческой атмосфере, при которой артисты будут стремиться создавать идеальный художественный образ.

Фото: пресс-служба Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова

― Как удается формировать такое отношение артистов капеллы к работе?

— Работа с полной самоотдачей на репетициях — цель, к которой мы всегда стремимся, здесь я жду полного взаимопонимания со стороны артистов и чувствую себя счастливым, получая эмоциональный и творческий отклик с их стороны.

Александр Юрлов нередко повторял, что если в работе выполнено всё, что указано в нотах, этого недостаточно — должно быть сделано хотя бы чуточку больше! Мне и самому музыка видится одним из самых требовательных видов искусства. Она предполагает точное попадание в сердце как исполнителя, так и слушателя. Музыкант-исполнитель не может отложить вдохновение «на потом», он должен прожить музыкальный образ здесь и сейчас.

«Симфоническая музыка — генератор свободного мышления»

В Санкт-Петербурге композиторы, дирижеры и оркестр показали, как рождается новое произведение

Этой внутренней собранности нелегко добиться и одному человеку, а в масштабах огромного хорового коллектива она выглядит сверхзадачей. Но результаты нашей работы мы видим на концертах: с каким напряженным вниманием слушает капеллу публика, какая удивительная атмосфера царит на сцене и в зале, с каким энтузиазмом принимают наш хор… После концертов артисты часто говорят мне о слезах сопереживания на глазах слушателей. И я очень благодарен всему коллективу и своим ближайшим помощникам за поддержку этой идеи стремления к совершенству.

― Расскажите о планах на юбилейный сезон.

― Назову крупнейшие события. 17 февраля в содружестве с Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева капелла исполнит «Всенощное бдение» и симфоническую поэму «Колокола» Рахманинова. Кульминацией юбилейной программы станут концерты 12 февраля в Большом зале Московской консерватории и 8 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Наряду с шедеврами из своего «золотого репертуара» капелла готовит слушателям несколько сюрпризов. Добавлю только, что в этих концертах планируется участие Сводного хора городов России — это один из важнейших современных проектов капеллы, в рамках которого свыше 300 артистов профессиональных, студенческих и любительских хоров из разных регионов страны вместе, соборно исполняют шедевры мировой музыкальной классики.

Мы готовим большое гастрольное турне по городам России, планируем уже изданные шесть CD-дисков Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова дополнить студийными записями его кантатно-ораториальных сочинений. Так что капелла по-прежнему следует своей исторической миссии — служит музыкальному просвещению, знакомя широкого слушателя с лучшими традициями отечественного хорового искусства.

Справка «Известий»

Геннадий Дмитряк получил образование в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и Московской консерватории имени Чайковского. В послужном списке дирижера — работа с капеллой «Московский Кремль», Музыкальным камерным театром имени Покровского, кубинским Театром оперы и балета и другими коллективами. С 2004 года — художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы имени Юрлова. Как дирижер дал с коллективом более тысячи концертов.

 

Источник: iz.ru