Вряд ли найдутся родители, которые не желают своим детям финансового благополучия. Вопрос в том, во сколько лет пора приучать ребенка обращаться с деньгами и как правильно это делать? Об этом мы поговорили с психологом-навигатором, директром Школа Лучшей Версии Себя Натальей Стародуб.
Если мы с 6 лет начинаем давать ребёнку деньги, то к 12-13 годам уже имеем реального компаньона, с которым можно делить финансовые планы и расходы. Кроме того, у таких родителей нет обиды на то, что ребёнок не понимает, как достаются деньги. Поэтому обучать финансовой грамотности детей отличная практика и так же важно, как хорошие манеры.
Прежде чем давать ребёнку распоряжаться деньгами, проверьте его (и себя заодно) на одно очень важное умение, без которого финансовая грамотность не работает – умение встречаться с тщетностью. Другими словами, это о том, когда человек не способен честно признать, что что-то, чего он очень сильно искренне желает, в данный момент невозможно. И это не зависит от силы желания и даже не всегда зависит от усилий, которые он прикладывает.
В нашей культуре нет конструктивного переживания тщетности. Нам обязательно нужно найти какую-то «причину» и это практически всегда крайность. Либо считаем, что недостойны и плохо старались, либо, что мир несправедлив и богатства распределяются несправедливо.
Это приводит к тому, что люди не умеют воспринимать «нет» и впадают в депрессию, вместо того, чтобы сказать: «да, мне очень жаль, но конкретно это в данный момент невозможно, и мне нужно это принять и прекратить пытаться этого добиться сейчас и таким способом, а искать другие возможности».
Именно с 3 до 5 лет самый подходящий период, когда можно научить ребёнка пониманию, что иногда что-то сейчас купить нереально. Примерно это звучит так: «Посмотри вокруг, как много в мире радости, счастья и удовольствий, я люблю тебя, но вот куклы, увы нет» и дать чувствам совершить эту работу. Ни в коем случае нельзя укорять ребёнка за его чувства и желания, не отмахиваться от них и не уговаривать переключиться на хорошее настроение. Нужно дать ему время отгоревать и принять это, ведь тщетность – это работа чувств и честная граница вместо пустых обещаний «вот, когда-нибудь, когда я заработаю денег, я куплю тебе куклу ещё больше».
Ребёнок, которого научили тщетности, к 7 годам принимает невозможность получить желаемое.
После 12 лет наступает период сложной ответственности, когда ребёнок умеет говорить себе «нет» и учится откладывать, терпеть и находить правильное «место-время-обстоятельства».
К 14 годам у детей должны быть сформированы следующие понятия и качества: «мои потребности», «мои желания и как их реализовать» и соотнесение с временем-местом-обстоятельствами. Если это есть – человек готов распоряжаться деньгами.
Конечная цель обучения ребёнка финансовой грамотности – научить его совершать 5 действий с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать на благотворительность и благодарить), а также аккуратно вести учёт. Получать, тратить и накапливать – это понятно всем. Важно также понимать, как правильно отдавать на благотворительность и благодарить.
Я считаю, что 6 лет идеальный возраст, чтобы вводить деньги (с 7 лет обязательно): дети уже достаточно разумны, у них появилась эмпатия, они вас ещё слушаются и верят вам, и при этом в их жизни ещё осталась игра. А введение денег должно происходить через игру. Это могут быть любые игры, связанные с деньгами, как с настоящими, так и с придуманными: разложить деньги в кошельке, дать расплатиться в магазине и получить сдачу. В этом возрасте ребёнок репетирует все действия с деньгами, и ваша задача сопровождать эти игры, помогать и создавать условия.
С 7 до 12 лет ребёнку выдаётся небольшая сумма под конкретные обязанности, например, обеспечение семьи молоком. То есть фраза: «На тебе деньги, сходи купи продукты» не подходит. Это должна быть очень конкретная и понятная обязанность, которую мы учим его реализовывать: выбирать молоко, читать срок годности и процент жирности и пр. Ребёнок в этом возрасте быстро учится правилам, а также легко схватывает, что можно купить молоко дешевле и получить сдачу, которой он уже вправе распорядиться.
{if 0}
{/if}
Накопление денег в этом возрасте должно быть ради чего-то обозримого: ролики, велосипед, книга. И ни в коем случае накопленные ребёнком деньги отнимать нельзя ни под каким предлогом, это очень подрывает веру и в деньги, и в родителей.
Также в этом возрасте важен контроль: выполняются ли все 5 действий с деньгами, аккуратно ли ведётся учёт, а также как расходуются деньги. Если эти действия не выполняются, контроль ведётся неаккуратно или деньги расходуются впустую – стоит ограничить его накопления, полученные со сдачи, чтобы не взращивать неаккуратность и слабости.
Если вы знаете, что ребёнок тратит деньги на сладости, а вам говорит, что он их потерял, не стоит устраивать расследование и выводить его на чистую воду. Гораздо эффективнее проявить корректность. Объяснить, что потеря или трата на сладости повлечет за собой привычку в будущем, поэтому пока мы, родители, будем теперь контролировать траты.
12-17 лет – это период, когда в большом семейном бюджете выделяется бюджет каждого члена семьи. В бюджет «Ребёнок» включаются статьи: одежда, канцелярия, личное образование и т.п. В этом возрасте мы уже можем дать ему деньги на какой-то длительный период: на месяц, два, четыре с условием обеспечения себя по всем статьям расходов. Таким образом, мы дарим ребёнку саму структуру бюджета и даём возможность ответить за то, как он распорядился деньгами. По-прежнему обязательными условиями остаются аккуратное ведение учёта и совершение всех необходимых действий с деньгами.
Будьте готовы к тому, что ребёнок может забыть купить себе ручку, дневник или что-то ещё. Что ж, походит без них, будет искать выход из ситуации, в этом нет ничего страшного. Это его ошибка бюджета, его школа жизни, и очень важно не укорять и не спасать его, а дать самому прожить это. В следующем месяце исправит.
Наш сын попросил у нас как-то бюджет на полгода и забыл купить себе зимние ботинки. Ему пришлось всю зиму отходить без них, просить у папы дачные сапоги. И нет, это не мы жадные родители не купили ему ботинки, ведь деньги на них были выделены. Для ребёнка гораздо важнее благоприятные и безопасные условия, в которых он может самостоятельно ошибаться и проживать это.
Если же вас очень беспокоит, что подумают о вас другие, тогда не стоит отдавать ребёнку в распоряжение статью расхода «Дневник», запишите её в свой личный бюджет. Но потом не удивляйтесь его безответственности. Также в возрасте 12-17 лет человек уже очень хочет зарабатывать и может совершать первые попытки.
К сожалению, у нас мало возможностей для детей такого возраста попробовать себя в чём-то. Для своих детей я хожу и договариваюсь, прошу у знакомых. Договорённость включает в себя задачу, которую могут доверить моему ребёнку и вознаграждение, которое я готова выделить из своего бюджета. Но договариваясь о вознаграждении я договариваюсь о том, чтобы в задаче, которую доверили ребёнку, были выделены KPI. Таким образом, ребенок получает представление о том, что свои условные 20 рублей он получит не просто за кое-как собранные коробки, а за коробки, собранные без дефектов и в определённые сроки. Если какой-то показатель KPI не выполняется, сумма вознаграждения снижается.
К 17 годам все статьи бюджета надо отдать в полное пользование ребёнка. И неплохо было бы, чтобы те самые попытки заработать превратились в реальные способы заработка.
В возрасте 17-24 года молодые люди ещё немного дети. Поэтому передавая полную финансовую ответственность не только за расходы, но и за приходы (мы уже всему их научили), важно с одной стороны не подстраховывать, а с другой стороны верить. В нашей культуре часто наоборот: мы всё равно посылаем сыну-студенту деньги тайком от мужа или откладываем из пенсии, дарим странные подарки в виде одежды, и при этом говорим: «Да зачем ты это начинаешь, ни к чему хорошему это не приведёт».
Такое пилящее волнение снижает самооценку, шатает уверенность в себе, не даёт взлететь и превращает в «маминькиных сынков», особенно мужчин. Им гораздо важнее поддержка: «Сынок, я вижу, как тебе сейчас трудно, но я верю, что ты справишься. Расскажи, что ты сейчас задумал? Ты веришь в это? У тебя есть компаньоны, друзья? Ну давай, мы верим в тебя!»
Да, обучение детей – это труд. Но выгоды очевидны и стоят этих усилий.
13.10.2019
Ирина Антонова
© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены
Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.
Источник: