Школьные годы называют самым счастливым периодом в жизни человека. Однако именно в это «беспечное» время определяется будущее ребенка, и, увы, большинство детей после школы совершенно не приспособлены к взрослой жизни – полученные знания бесполезны в реальности, а важные навыки оказываются неразвитыми. О том, как на это влияет общеобразовательная система, рассуждает редакция uznayvse.ru.

Критическое мышление

В школе детям дается уже готовая информация по каждому предмету. Математические формулы и законы, исторические даты и многочисленные правила – чтобы учиться дальше, эту информацию остается только запомнить и выучить.

Необходимость заучивать информацию влияет на критическое мышление

Из-за такого подхода ребенок совершенно не учится работать с полученными данными, самостоятельно их интерпретировать и находить причинно-следственные закономерности. Вместо того, чтобы отфильтровать важное от второстепенного и сделать выводы, ученик зазубривает материал без понимания сути, чтобы ответить на уроке, получить оценку или сдать экзамен на требуемое количество баллов. После этого, к тому же, многое из выученного забывается.

Креативность

Способность нестандартно мыслить нужна не только специалистам творческих профессий. Этот навык необходим и бизнесменам, и руководителям, и изобретателям, и ученым. К сожалению, креативные мысли и идеи детей обычно подавляют учителя, сверстники и даже родители. Мышление ребенка стараются «подогнать» под общие нормы, поэтому он начинает думать шаблонно.

Креативные решения школьников часто отметаются учителями

Желание учиться

Для проверки уровня знаний в школах проводят тестирования, контрольные работы и экзамены. За правильные ответы ребенок получает положительные оценки, за ошибочные – неуд. Порой даже когда ребенок пытается найти верный ответ, пробует разные варианты решения, но получает неправильный финальный результат, его усилия обесценивают и «награждают» двойкой.

Такой подход подавляет мотивацию учиться, вникать в материал и разбираться в нем. Учеником движет только страх получить плохую отметку, услышать замечание от учителя и столкнуться с недовольством родителей. Как итог – психологическая травма или выработанный «синдром отличника».

Возможность получить плохую отметку влияет на желание учиться

Стрессоустойчивость

В школьные годы ребенок сталкивается с серьезными испытаниями на прочность: плохими оценками, экзаменами, упреками и наказаниями, конфликты с одноклассниками и учителями. Многие дети не выдерживают такого потока негатива.

В результате стрессовые ситуации не закаляют их психику, а, наоборот, травмируют ее. Во взрослой жизни это чревато неспособностью работать и жить в условиях неопределенности и стресса, с которыми по-прежнему придется сталкиваться.

Школьные годы могут быть самыми стрессовыми в жизни человека

Индивидуальность

Уничтожение индивидуальности в ребенке и стандартизация его под общепринятые шаблоны начинается от принуждения носить школьную форму одежды до навязывания литературы, музыки и даже политической позиции. Школьная система пытается подавить ребенка вместе с его увлечениями и мнением. Под давлением школы из ребенка может вырасти либо паинька, который старается всем угодить, либо отчаянный бунтарь, для которого не существует альтернативных взглядов.

Как правило, школа – это не место для альтернативных взглядов

Многие школы в последнее время стремятся использовать более инновационные подходы в обучении, однако таких демократичных учреждений пока еще очень мало. Именно поэтому главной защитой ребенка в борьбе с издержками общеобразовательной системы по-прежнему остаются родители, которые должны не только проверять домашнюю работу и дневник, но и контролировать, чтобы давление школы не было слишком сильным.

Добавить комментарий