Построить самое высокое в мире здание, самую длинную железную дорогу или подземный тоннель — в СССР это считали хорошим способом показать превосходство социализма над капитализмом. В этом материале рассказываем о самых масштабных, но так и не реализованных проектах Советского Союза.
Первый советский небоскреб
В 30-е годы XX века — Дворец Советов. Подготовка началась в 1932 году на месте взорванного годом ранее храма Христа Спасителя. Согласно проекту архитектора Бориса Иофана, высота здания вместе со шпилем должна была быть 495 метров. Наверху — 100-метровая вращающаяся статуя Ленина.
Дворец Советов. Проект Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха
В 1939 году был готов фундамент, но начавшаяся война поставила на планах крест. Железобетонные конструкции несостоявшегося небоскреба в 40-х использовали для постройки мостов при обороне столицы. В результате на этом месте в 1960-м открылся самый большой в СССР зимний бассейн «Москва», а в 90-х закрыли и его, заново отстроив взорванный храм.
Так мог выглядеть первый советский небоскреб
Заполярная железная дорога
Маршрут должен был соединить Северный полярный круг, Урал и Центральную Сибирь, протянувшись на 1482 км. Строить начали в 1947 году силами заключённых, которых при Сталине хватало. По официальным данным было задействовано до 80 000 человек, по неофициальным — больше 300 000. Работать в тех условиях было практически невозможно: зимой температура падала ниже — 50°, а летом – жара, слякоть и мошкара.
Брошенная стройка заполярной магистрали
Закрыли проект сразу после смерти Сталина в 1953 году, «свернув» людей и технику. За 6 лет успели проложить около 700 км дороги, большая часть которой сейчас ржавеет в безлюдной местности. Потратили на это 42 млрд рублей – советских.
Дворец Ленинизма
В преддверии полувекового юбилея СССР группа советских архитекторов создала проект небоскреба, который даже по меркам 21 века кажется невероятным. В 1972 году секретарю ЦК КПСС А.П. Кириленко было отправлено официальное письмо с описанием здания с рабочим названием Дворец Ленинизма. На вершине конструкции планировали установить шар диаметром 200 м, который опирался бы на 5 пилонов, символизирующих число континентов. Каждый пилон — жилое здание высотой 800 м, а в стальном шаре хотели сделать 3 помещения, включая зал всенародных собраний на 100 000 мест.
Авторы идеи всерьёз писали, что построить дворец можно за 4-5 лет, а все специалисты должны работать бесплатно, так как сам факт участия в такой стройке — высшая награда для советского человека.
Башня Никитина-Травуша
Этот небоскреб вместимостью 500 000 человек и высотой 4 км должны были строить в Токио в 60-х, но за разработкой японцы обратились к советским конструкторам Николаю Никитину и Владимиру Травушу. В те годы высочайшим зданием Японии была токийская телебашня — 333 м, а в СССР уже была готова Останкинская, высотой 540 м, поэтому в возможностях советских архитекторов никто не сомневался. На бумаге башня выглядела как диаметр конус с 4 ярусами, каждый километр в высоту. В основании — цилиндр 100 м в высоту и 800 в диаметре.
Так могла выглядеть башня Никитина-Травуша
Редакция uznayvse.ru отмечает, что строительство так и не началось: сначала Госстрой СССР не отпустил Никитина в Японию, а потом заказчики решили уменьшить башню до 550 м и проект перестал быть интересен авторам. Однако в том, что работа была им по силам, они на 100% уверены.
Главный Туркменский канал
Он должен был протянуться от низовьев Амударьи до Каспийского моря и помочь освоить новые земли Каракалпакии и в Каракумах. Строительство, стартовавшее в 1950-м, было знаковым событием, о котором трубили все газеты. Было запланировано 10 000 км магистральных каналов вокруг, а также 2 000 водоёмов с привлечением 10 000 самосвалов, экскаваторов и бульдозеров, и все это до 1957 года. На деле же проект свернули в 1955-м, хотя фактически его забросили ещё в 53-м, после смерти Сталина.
Cтроительство Каракумского канала. СССР, 1967 год
Сахалинский тоннель
Тоннель через пролив Нельского должен был соединить мыс Лазарева на материке, с мысом Погиби на Сахалине. Строительство начали в 1950 году силами осуждённых — более 30 000 человек по официальным данным. Также хотели проложить 327 км железной дороги, закончив все к 1955 году, но смерть Сталина положила конец и этой стройке. Из запланированных 327 км ж/д полотна успели сделать только 120 км, а к прокладке тоннеля так и не приступили.
Недостроенный сахалинский тоннель
Реализации некоторых из этих проектов помешала смерть Сталина, другие были заранее обречены на провал, а порой для постройки не хватало компетентных архитекторов. Кстати, с учеными в Советском Союзе тоже была непростая ситуация – об эмигрировавших жителях СССР, изменивших технологический мир, рассказываем в этом материале.