В Роспотребнадзор из Госдумы поступило письмо с предложением сделать новейший механизм контроля работы магазинов: вовлечь население в борьбу с торговлей «просрочкой». Депутат Госдумы Василий Власов – создатель данной инициативы – дает использовать вещественные стимулы. По его воззрению, граждане будут наиболее мотивированы и станут выявлять факт реализации просроченных продовольственных продуктов и заявлять о этом в контролирующие органы, если сумеют рассчитывать на одну вторую штрафа, который будет наложен на магазин.

Но, по воззрению председателя правления Интернациональной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, вовлечение населения в контроль за торговыми сетями приведет совершенно к иным последствиям. «Истеричная борьба с просрочкой – это в конечном счете зло для общества, – произнес эксперт в интервью «МИР 24». – К огорчению, эта дискуссия приводит к тому, что торговые компании избавляются от всего, что стремительно портится. Они включают в ассортимент «вечное» молоко, «нескончаемый» творог и остальные продукты с огромным количеством консервантов. Это плохо для покупателей, так как они получают продукцию худших потребительских параметров, но с большенными сроками хранения. Так торговые сети пробуют минимизировать свои утраты».

По словам Дмитрия Янина, торговые сети не продают просрочку специально. Напротив, они делают все для того, чтоб минимизировать количество просроченной продукции на полках, поэтому что они не только лишь рискуют собственной репутацией, да и терпят убытки. И, как итог, они меньше ведут торговлю скоропортящимися продуктами. В особенности в критериях кризиса, когда люди пореже прогуливаются в магазины, у их меньше средств, и они перебегают на наполовинувоенный ассортимент: тушенку, сгущенку, гречку, макароны, замороженное пельмени и колбасы с огромным количеством консервантов. Все это заполняет на данный момент полки магазинов.

«Как наступает кризис, сети для сокращения собственных утрат доводят до минимума присутствие продуктов с маленькими сроками хранения: товаров молочной группы, охлажденной рыбы, фруктов, овощей, – гласит эксперт. – Этот ассортимент уходит с полок, и его пространство занимают «нескончаемые» продукты. Таковым образом, борясь с просрочкой, мы просто способствуем тому, чтоб люди ели больную пищу с огромным количеством вредных веществ, соли и жира».

Мирового опыта по включению людей в такового рода контроль за торговыми сетями, по словам Дмитрия Янина, нет. Правда, потребителей время от времени включают в систему борьбы с уклонением от уплаты налогов.

«К примеру, в Грузии была проведена лотерея с внедрением кассовых чеков. Если компания «нарисовала» для вас чек и не заплатила налоги, тогда вы могли выиграть приз, – гласит спец. – Украина на этот момент собирается принять закон, при котором кэшбэк делается в этом случае, если с реализации продукта не уплачены налоги, другими словами кассовый чек является поддельным».