17 июля 1975 года. 19 часов 12 минут 10 секунд по столичному времени. «Москва, я «Альянс», стыковка выполнена!» – раздается в ЦУПе дальний и веселый глас Валерия Кубасова. «Потрясающе изготовлено, Том, хорошая работа!» – произносит командир экипажа Алексей Леонов. Шел кульминационный момент экспериментального проекта «Аполлон» – «Альянс» (ЭПАС) – первого опыта по стыковке в галлактическом пространстве 2-ух кораблей, которые на самом деле образовали единый орбитальный комплекс – прототип МКС.
Мысль проведения совместного полета южноамериканского и русского пилотируемых галлактических кораблей со стыковкой на орбите дискуссировалась с начала 1970-х. Результатом переписки меж директором NASA Томасом Пейном и президентом Академии СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Мстиславом Келдышем стала встреча, которая свершилась в октябре 1970 года в Москве. 24 мая 1972 года председатель Совета министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Алексей Косыгин и президент США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Ричард Никсон подписали «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании галлактического места в мирных целях», включавшее пункт о проведении совместного опыта по стыковке кораблей на орбите.
Кропотливая подготовка к полету длилась три года, было сотворено 5 рабочих групп, которые встречались попеременно в Москве и Хьюстоне. В 1973 году начались наземные тесты взаимодействующего оборудования и тренировки экипажей, которые проходили как на тренажерах галлактических кораблей в Центре подготовки астронавтов им. Ю.А. Гагарина, так и в Галлактическом центре им. Л. Джонсона в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке).
Инженерам предстояло решить много сложных задач, потому что состыковать корабли без конфигураций их технических характеристик было нереально из-за различия систем связи, жизнеобеспечения и, до этого всего, внутренней атмосферы. Если в русском корабле поддерживалась атмосфера, схожая по составу и давлению с земной, то в «Аполлоне» дышали незапятнанным кислородом под пониженным давлением. Для того чтоб создать вероятным переход экипажей из корабля в корабль, разработали особый стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вкупе с южноамериканским кораблем. Длина отсека составляла наиболее 3-х метров, поперечник – до 1,4 метра. Перед переходом экипажа в нем создавалась атмосфера, соответственная атмосфере того корабля, в который осуществлялся переход. До открытия лючка астронавты должны были провести снутри три часа.
Отдельная история – разработка стыковочного аппарата. Все сделанные до 1975 года галлактические корабли имели стыковочные устройства, работающие по схеме «штырь –конус». Другими словами были «активные» и «пассивные» корабли с разными стыковочными агрегатами. «Кому быть штырем, кому – конусом, была неувязка, – пояснял управляющий испытаний, замначальника НТЦ РКК «Энергия» Виктор Павлов. – Здесь тяжело условиться, все желают быть активными, желают быть сильными, желают быть «штырями». Чтоб ни одной из сторон не было грустно, и на «Союзе», и на «Аполлоне» установили всепригодный андрогинно-периферийный аппарат стыковки (АПАС-75), сделанный в КБ «Энергия».
И вот настал давно ожидаемый денек, 15 июля 1975 года. «Альянс-19» стартовал с «Байконура» в 15.20, «Аполлон» – с космодрома на мысе Канаверал в 22.50. На русском корабле находились Алексей Леонов и Валерий Кубасов, на южноамериканском – Вэнс Бранд, Дональд Слейтон и самый опытнейший космонавт в данной пятерке – Томас Стаффорд, для него проект «Альянс – Аполлон» стал уже четвертой путевкой в космос.
ФОТО: NASA Restoration by Adam Cuerden. Слева вправо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов
Весь полет был особо напряженным временем для обоих ЦУПов, к тому же не вышло без ЧП, когда требовались оперативные советы для устранения дефектов. Поначалу на «Союзе» отказала бортовая камера цветного изображения, а ведь в первый раз Москва передавала полет в прямом эфире. Методику ремонта разработали для всех телевизионных камер «Союза» (всего их было четыре – две черно-белые и две цветные), кропотливо отрепетировали на наземном аналоге корабля, опосля чего же радиограмма пошла на борт. Вечерком 16 июля с борта «Союза» была проведена 1-ая цветная передача.
Южноамериканские космонавты столкнулись с неувязкой, угрожающей выполнению главной задачки. Им не удалось с первого раза демонтировать стыковочный механизм меж командным и стыковочным модулем. Это означало, что стыковка вероятна, но переход из корабля на корабль не получится. По фотографиям всякого шага сборки стыковочного механизма америкосы обусловили момент, когда была допущена ошибка, ЦУП стремительно разработал советы. 16 июля экипаж «Аполлона» совладал с задачей и сумел войти в стыковочный модуль.
Спустя двое суток опосля старта, 17 июля в 19.12, произошла стыковка, активным был узел южноамериканского корабля – без происшествий. Первым в гости отправился командир янки Стаффорд, и тогда случилось историческое рукопожатие с Алексеем Леоновым. «Открываю лючок и вижу впереди себя улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Три года мы к этому шли. Я брал его за руку и втащил к для себя в корабль», – говорил позже знаменитый астронавт.
ФОТО: Акимов Николай, Пушкарев Альберт/Фотохроника ТАСС. Столичная область, Калининград, основной зал Центра управления полетами
Из-за маленькой задержки символическое рукопожатие состоялось не над Москвой, как планировалось, а над Эльбой, где за 30 лет ранее повстречались южноамериканские и русские бойцы. Потом Стаффорд и Дональд Слейтон выполнили переход в русский корабль. В СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) за всем происходящим в прямом эфире следили миллионы людей.
Опосля перехода – поздравления глав стран. Из ЦУПа диктор перекатистым голосом торжественно зачитывает приветствие Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева: «…Разрядка напряженности, положительные сдвиги в советско-американских отношениях сделали условия для проведения первого интернационального галлактического полета. Открываются новейшие способности для широкого плодотворного развития научных связей меж странами и народами в интересах мира и прогресса всего населения земли. Для вас, мужественным покорителям галлактического места, выпала величавая честь открыть новейшую страничку в истории освоения вселенной».
Чуток позднее – личное приветствие президента Джеральда Р. Форда: «Это величавое достижение не только лишь вам, но также для тыщ русских и американских ученых и техников. Они работали три года, чтоб обеспечить фуррор этого исторического опыта». Президент задает вопросцы, интересуется, может быть ли употреблять стыковочный аппарат в будущих полетах, спрашивает, обращаясь к Стаффорду и Леонову, как трудно было проводить стыковку…
ФОТО: Будан Виктор/Фотохроника ТАСС. США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), 30 июля 1975 г. Обитатели Хьюстона просматривают газетные репортажи о полете галлактических кораблей.
Официальная часть была расписана плотно. В денек стыковки и первого перехода экипажа «Аполлона» на «Альянс» – обмен флагами, подписание совместного документа о полете, передача южноамериканскому экипажу флага ООН, как знака мира на Земле, который будет храниться в штаб-квартире Организации Объединенных Наций, товарищеский ужин. Все это – кроме выполнения запланированных научно-технических тестов. 18 июля – 2-ой переход и пресс-конференция, которая длилась наиболее часа. Опять прозвучал раздражающий всех причастных к проекту «Альянс – Аполлон» вопросец о необходимости настолько дорогостоящего полета, спрашивали о оценке работы русского экипажа (проекту прочили беду лишь из-за того, что работать «придется» с русскими), перспективах сотрудничества США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и даже будущем металлургии в мироздании.
«Пройдет некое время и население земли будет почти все новейшие сплавы, новейшие сплавы с новенькими свойствами получать в критериях, которые недозволено сделать на Земле, а лишь в мироздании. Мне кажется, что настанет время, когда в галлактическом пространстве покажутся целые, если можно так сказать, фабрики по производству новейших материалов и новейших веществ с новенькими свойствами», – поделился своими идеями Валерий Курбасов, ставший первым сварщиком в мироздании.
Алексей Леонов, узнаваемый не только лишь как 1-ый астронавт, совершивший выход в открытый космос, да и как красивый живописец, показал портреты членов южноамериканского экипажа, нарисованные прямо на орбите. Астронавт похвалил южноамериканский «Аполлон» в том числе за огромное количество иллюминаторов для наблюдения Земли и выразил надежду в будущих полетах узреть планетку с наиболее дальнего расстояния.
«Мне, естественно, хотелось бы еще побывать на каком-нибудь галлактическом корабле, который мог бы летать долгое время вокруг земного шара, чтоб очами художника поглядеть на разнообразный лик нашей Земли, на ее различные краски, запечатлеть это в собственной памяти, донести до людей, – отметил командир корабля «Альянс». – Хотелось бы побывать на высотах огромных, чем те, на которых мы на данный момент летаем. Оттуда Земля смотрится совершенно по-другому».
Пресс-конференция завершилась к 21.00, потом астронавтам предстояло провести опыты «Рост микробов», «Зонообразующие грибки», «Микробный обмен», также провести серию бортовых кинофотосъемок. Денек закончился крайним, четвертым переходом. Потом астронавты возвратились в свои корабли, чтоб в последующий раз открыть лючки уже на Земле.
19 июля провели расстыковку кораблей и повторную стыковку, потом окончательную расстыковку. «Альянс-19» благополучно приземлился 21 июля, «Аполлон» – 24 июля. Участники тех событий считают, что без проекта «Альянс – Аполлон» не было бы ни программки «Мир» – «Шаттл», ни МКС.