Александр Поддубный в первый раз взлетел в небо в 1969 году с аэродрома Черниговского военного авиационного училища, и сообразил, что для него сейчас на всю жизнь сперва – самолёты.

90-е застали его уже в штатской авиации в заполярном городке Мирный. Там он, романтик, даже организовал аэроклуб имени Антуана де Сент-Экзюпери. Почти всем мальчишкам 14-16 лет эти занятия посодействовали обусловиться с выбором профессии.

Авиационный инструктор Александр Поддубный. В этом полёте с курсантом машинка выкатились за границы полосы из-за отказа тормозов. Фото из личного архива Александра Поддубного.

1-ое знакомство

С распадом экономики СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) маленькие авиапредприятия стали расформировывать как малоперспективные. В Улан-Удэ, к примеру, решили распилить на металлолом самолеты Ил-14.

«Нереально было на это глядеть, – вспоминает Поддубный. – Сердечко болело. Самолёт – это ведь не попросту кусочек сплава!».

Лётчик полгода накапливал средства, чтоб купить один из Ил-14.

1-ое знакомство. Ил-14 перед перегонкой в г. Мирный. Фото из личного архива Александра Поддубного.

Опосля этого Поддубный много лет возил грузы на собственном ИЛ-14. Делал рейсы из Мирного в Красноярск, Новосибирск, Омск, Якутск. А заработанные средства как и раньше растрачивал на аэроклуб. Учил мальчиков летать.

Выйдя на пенсию, Александр Поддубный совместно с самолетом переехал в Санкт-Петербург и стал готовиться к открытию «Музея летающих легенд» в аэропорту Ржевка. Но проекту не судьба было состояться – в 2005 году аэродром закрыли. Взлётные полосы переоборудовали под стоянку и на сто процентов забили авто. Старенький Ил оказался практически заперт машинками.

Бывшей аэродром Ржевка. Фото из личного архива Александра Поддубного

6 лет спустя Поддубному всё же удалось вырвать Илюшу из плена и своим ходом перегнать на аэродром Горелово в Ленинградской области. Чудилось бы, победа одержана, Ил-14 опять начнет летать.

Испытание средствами

Но пришло время еще одного тесты. Сейчас самолет на сто процентов готов ко взлету, но в небо подняться не может. Машинка стала заложницей поправок в налоговое законодательство, а конкретно – введения системы начисления налога «на лошадиные силы». Ведь самолет – не кар, на нем стоит два мотора по 1900 лошадиных сил любой. И невзирая на то, что он не употребляется, просто стоит на земле, каждогодний транспортный налог составляет около полумиллиона рублей.

«Налоги необходимо платить. Но я на пенсии, и у меня арестовали самолет без права использования имуществом. Единственный источник дохода. И как сейчас выплатить долг?» – гласит летчик.

Невзирая на болезнь, Сан Саныч продолжает ухаживать за самолётом.

Фото: МТРК «МИР»

«Когда приставы и налоговая меня штурмовали, организм чуть-чуть сдался. Я полгода не прогуливался к самолёту. А когда в конце концов приехал, то ударюсь обо чего-нибудть, то споткнусь… Чувствую: обиделся мой Илюша».

Неудача не приходит одна

В 2013 году у Сан Саныча нашли рак. О выплатах за самолёт пришлось запамятовать – средства требовались на исцеление.

Приставы два раза сами пробовали реализовать самолёт, чтоб покрыть долги, но покупателя не нашлось. В 2016 году арест сняли и возвратили ИЛ-14 обладателю. На короткий срок посодействовал прошлый геолог, который летал на таком самолёте в юности, а сейчас возглавляет крупную фирму в Москве. Он погасил долг Поддубного.

Но к лету 2020-го задолженность опять накопилась: три с половиной миллиона рублей.

Старик и небо

Приставам прошлый летчик дает половину собственной пенсии – 10 тыщ. Но здоровье и деньги больше не разрешают всеполноценно ухаживать за самолётом, и Сан Саныч соображает, что пришла пора расстаться с другом.

«Больше я не вижу выхода. Если б у меня были преемники, чтоб поддерживали самолет, то я бы его не продавал. Чтоб его не разобрали, не порезали на цветмет, я ищу неплохого человека, который бы обожал технику. И стоимость, тем наиболее, не весьма большая – ради того, чтоб найти самолет».

Фото: Владимир Школьников

Несколько годов назад самолёт желали приобрести собиратели из Европы, но на данный момент реализовать машинку за границу недозволено. Так что Александр отыскивает покупателя в Рф. Сколько по сути может стоить раритетный Ил-14, прошлый летчик не думает, его цель – выплатить долг и продлить крылатому другу жизнь.

Справка:

ИЛ-14 – русский ближнемагистральный самолет, разработанный в КБ Илюшина. Машинка летчика Александра Поддубного – одна из 80, построенных в Дрездене (тогда – ГДР) в 1959 году. Ил-14 – 1-ый российский самолет, способный продолжать полет при отказе 1-го из движков. На нынешний денек в Рф зарегистрированы только три машинки типа Ил-14, которые могут продолжать летать. Все три аппарата восстановлены силами энтузиастов.