Красноярское отделение Русского географического общества объявило 14 января о начале акции по поиску родственников пассажиров самолета «Дуглас 47-С», потерпевшего крушение на Таймыре в 1947 году. Во время разборки частей машины специалисты обнаружили фюзеляже надписи химическим карандашом — 23 фамилии: Перцевко, Капанадзе, Потылицына, Винокуров… Раньше по именам — кто спасся и кого уже не смогли найти — знали лишь командира и членов экипажа. Теперь благодаря родственникам участники экспедиции «Дуглас. Возвращение» надеются восстановить полную картину трагедии. О том, как выживал «Борт Тюрикова» и что сейчас с легендарным самолетом — читайте в материале «Известий».

Замерзшая трубка

Что могло погубить Ан-148 в Подмосковье

Металлический дневник

Апрель 1947 года. Командиру самолета «СССР Л-1204» (он же «Дуглас С-47», полученный по ленд-лизу), Максиму Дмитриевичу Тюрикову предстоит обратный пассажирский рейс с острова Косистый (относится к архипелагу Северная Земля, бухта Кожевникова) в Красноярск. Путь неблизкий, трудный, с намеченными остановками — сначала Хатанга, потом Дудинка, следом — Туруханск. На борту 5 членов экипажа, пассажиров то ли 26, то ли 29, а в некоторых источниках — 32. Из них 6 женщин, трое детей. А еще груз — 852 кг.

Фото: rgo.ruКомандир экипажа Максим Тюриков

Через полчаса у самолета отказал генератор правого мотора. Командир продолжал полет — выручил генератор на втором моторе, но еще через час левый мотор пошел в отказ. Условия для полета даже в апреле — самые суровые: пурга, ливневый снег…

«Почетный полярник» с 15-летним стажем сумел посадить свою машину так, что никто на борту не пострадал. 180 км от деревни Волочанка — хоть волком вой, да кто услышит? Кругом одна лишь тундра.

«Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевникова вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5 ч 30 минут вынужденная посадка. Жертв нет», — напишет командир на обшивке химическим карандашом. Фюзеляж потерпевшие авиакатастрофу превратят в своеобразный дневник, летопись выживания. Какие-то записи сделает командир, потом добавят пассажиры.

Фото: rgo.ru

О пользе военной бюрократии: кто сбил малайзийский Boeing

Минобороны России доказало украинскую принадлежность ракеты

1 мая 1947. «Сидим одни. Всё на исходе. Неизвестно что нас ждет. Духом никто не падает, все ждем спасения. Праздник встретим весело», — гласила новая запись.

«Ютились все в фюзеляже. Собрали у пассажиров продукты, получилось не густо. Питались из общего котла, продукты быстро таяли. Тюриков с радистом Смирновым через неделю не выдержали и решили идти на юг к речке Дудыпта с расчетом выйти по ней к одному из населенных пунктов. Дудыпта впадала в большую реку Пясина, где в устье Дудыпты располагалось большое село Кресты», — много позже поделится воспоминаниями летчик Федор Шатров. К членам экипажа присоединятся 7 пассажиров. Никто из них не вернется.

26 апреля. «9 человек ушли искать помощь», — значится на первой переборке.

11 мая 1947 года всё на том же фюзеляже появится радостное: «Мы спасены».

Фото: Семен Алексеев/rgo.ruЗаписи на обшивке Си-47 «Дуглас», оставленные членами экипажа самолета.

«Потерянных» в тундре обнаружит как раз экипаж Шатрова. Сначала бортмеханик Голутвин увидит три черные точки на заснеженной земле (к тому времени трое пассажиров рискнут отправиться за рыбой), а затем, километрах в семи, — лежавший на брюхе самолет. Услышав рев двигателей, из «Дугласа» тут же выскочат все пассажиры: руки, лица обморожены, но ведь живы!

Командир Максим Тюриков обожал небо, даже дочь назвал созвучно со словом «авиалинии» — Авелиной. Была бы Авилиной, да в свидетельстве сделали ошибку, расскажет она в интервью «Комсомольской правде».

Останки командира найдет 23 октября 1953 года охотник Филипп Сахатин где-то в 120 километрах от места падения самолета, в истоках реки Шайтан. Опознают летчика по документах — свидетельству пилота, партийному билету и записной книжке. Где покоятся те, кто ушел вместе с Тюриковым, до сих пор неизвестно, 8 человек числятся пропавшими без вести.

Чужие среди своих: история «дружественного огня»

Кто и чьи самолеты сбивал по ошибке

«СССР» возвращается домой

В 2016 году механики, спасатели, инженеры взялись за эвакуацию «СССР Л-1204» из таймырской тундры. Разобрали машину на несколько частей: фюзеляж, центроплан, два двигателя сначала поднимали на внешней подвеске «Ми-8», а затем грузили на баржу. Даже привлекли к участию в работах американского пилота Глена Мосса — специалиста по самолетам этой серии.

Кстати, крылья пришлось оставить на зимовку. Сначала попробовали перевезти, как и остальные части, на вертолете, но из-за ветра они серьезно раскачивали машину. Рисковать не стали, и уже в следующем году специалисты перевезли крылья на санях, закрепленных на вездеходах.

Какие-то части машины, к счастью незначительные, бесследно пропали — по всей видимости, прихватили на сувениры редкие гости полуострова.

В декабре 2018 года старания команды оценили и на высшем уровне — президент вручил премию Русского географического общества участникам проекта «Борт Тюрикова. Возвращение» в номинации «Лучшая экспедиция по России».

«Возможно довести самолет до летного состояния, но пока перед нами такая задача не стоит. Может быть, доска приборов будет гореть, ключ радиостанции заработает. Выходим потихоньку на военных реставраторов, уже вышли на пару заводов. Процесс идет», — рассказал «Известиям» председатель Красноярского краевого отделения Русского географического общества Игорь Спириденко.

Фото: rgo.ruСлед от Си-47 «Дуглас». На этом месте, в тундре, он пролежал 70 лет

С небес на землю: как удалось спастись экипажу «Союза МС-10»

Разработчик двигателей аварийных систем для космических кораблей рассказал «Известиям» о том, что произошло на 119-й секунде полета

Планируется, что «Дуглас» пополнит коллекцию будущего Музея освоения русского Севера на острове Молокова в Красноярске, а сама история «Борта Тюрикова», возможно, ляжет в основу художественного фильма.

«Ищем родственников людей из списка. Сложно сказать — все ли это имена. Знаю, что к пассажирам подсадили несколько заключенных. Что произошло с самолетом? Может быть, был перегруз, еще что-то. Я надеюсь, что родственники откликнуться и какие-то обстоятельства прояснится», — добавил Спириденко.

Обнаруженный список (возможны ошибки в написании фамилий — некоторые буквы со временем стали едва заметны) таков:

«В 1947 году 22 апреля потерпели аварию…

Перцевко Мария ИльиничнаРзаев АВасенькина-Коршавина Нина СергеевнаВасенькин Иван ГавриловичДолгов Петр МихайловичКапанадзе Виссарион ИлларионовичПотылицына Анна ВасильевнаВинокуров ГеоргийМакшанов Александр КузьмичИгнатов ИванДемченко Николай МихайловичЕгумнова Антонина ИвановнаБородин Александр ИвановичКоваль Василий СергеевичКравченко НиколайМазуркина Таисья АндреевнаУкраинский Виктор ФедоровичТарасов Сергей ВасильевичТарасов Владимир СергеевичТарасова ЕкатеринаАхмаджановТенюков Семен ПавловичКраснотанов Василий Дмитриевич

11 мая прилетел самолет за нами и так мы спасены. 13 мая часть людей уезжает».

Источник: iz.ru