Россияне в минувшем году стали жаловаться на коллекторов на треть чаще, чем в 2017-м, зафиксировали в Федеральной службе судебных приставов (ФССП). Рост числа обращений связан во многом с активизацией «черных выбивателей долгов», объясняют эксперты. Они полагают, что решить проблему можно вводом дополнительных отличительных знаков для «белых» коллекторов а также повышением правовой грамотности заемщиков.
В 2018 году в ФССП поступило 22 тыс. обращений граждан относительно действий взыскателей долгов – на 33% больше, чем годом раньше, рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. Традиционно жалуются в первую очередь на навязчивость и грубость. Несмотря на то, что в госреестре за тот же год стало на треть больше легальных коллекторов, две трети жалоб касаются юрлиц, не включенных в него, — коллекторов «черных».
Справка «Известий»
Жаловаться на коллекторов приставам позволил закон «О защите прав физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», документ вступил в силу 1 января 2017 года. Он обязывает коллекторов вести себя корректно при взаимодействии с должником. Не допускается применение угроз, физической силы и повреждения имущества.
В судах рассмотрели 1,5 тыс. дел по «коллекторской» статье 14.57 КоАП («Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»). По 13 тыс. дел выписаны постановления о штрафах на общую сумму 60,6 млн рублей, добавили в пресс-службе ФССП.
Возврат гарантирован: рэкетиры приходят на смену коллекторам
Почему бизнес по выбиванию долгов зверскими методами вновь стал актуален
Рост числа жалоб свидетельствует об активизации нелегальных коллекторов, полагает профессор Банковского института НИУ ВШЭ Алексей Саватюгин.
— Чем жестче регулируется легальная востребованная деятельность (закон о коллекторах действует уже два года. —– «Известия»), тем больше распространяется нелегальная. Закредитованность населения растет, а реальные располагаемые доходы — нет. Конечно, людям стало сложнее платить по кредитам.
Чаще прибегают к жесткому выбиванию долгов самостоятельно или с помощью «черных коллекторов» не банки, а микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, говорит председатель Союза потребителей Петр Шелищ.
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) жалобы граждан оценивают со скепсисом
— Граждане действительно плохо знакомы с запутанным и неясным законом. Они не понимают, что такое взаимодействие с должником, сколько раз оно допустимо, даже думают, что коллектор не вправе приехать к ним по месту проживания. Основная масса обращений в ФССП — это попытка не заплатить по обязательствам, — считают в НАПКА.
На 1 декабря 2018 года долговая нагрузка на россиян достигла 14,5 млн рублей — за год показатель вырос на 24%, следует из данных Центрального банка.
«Число жалоб на коллекторов выросло на треть»
Глава Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов — о критике Счетной палаты, долгах граждан и новых способах их уплаты
Ранее заемщики сталкивались с тем, что долг (права на него) банк или МФО могли переуступить одной компании, та — другой, третьей, и в конечном итоге взыскивать задолженность приходило лицо, не имеющее отношения ни к финансовому рынку, ни к легальным коллекторам, отметили в пресс-службе ЦБ. Однако 28 января вступили в силу изменения в законе, по которым долг может быть продан только профессиональным кредиторам (банки, МФО), профессиональным взыскателям или лицам, которых укажет сам должник. Суд не вынесет решение об уплате долга нелегальному кредитору.
С тем, что активизация нелегальных взыскателей связана с ростом закредитованности, согласен Петр Шелищ.
— У граждан растет еще и просроченная задолженность, поэтому жалоб будет всё больше, а действия коллекторов ужесточатся, — уверен он.
Петр Шелищ предложил ввести для легальных коллекторов специальные отличительные знаки по аналогу жетонов у полицейских, при этом параллельно вести информационную кампанию по повышению правовой грамотности населения.
Источник: