Досадным недоразумением называют эксперты то, что случилось в Третьяковской галерее. Предполагаемого похитителя сумели вычислить по горячим следам. Картина была найдена. Тем не менее по преступлению остается гораздо больше вопросов, чем ответов, — до конца не понятно, что двигало 31-летним подозреваемым. Эксперты «Известий» рассказали о том, как сегодня обстоят дела на черном рынке предметов искусства и антиквариата.

Картина маслом: в Третьяковке средь бела дня украли работу Куинджи

Меньше суток понадобилось полицейским, чтобы найти преступника и похищенное полотно

Снял со стены

Это потрясшее многих событие случилось в Третьяковской галерее 27 января. Неизвестный мужчина на глазах посетителей снял со стены полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и спокойно вынес из музея. Очевидцы были несколько удивлены происходящим, но приняли вора за сотрудника культурного учреждения.

Полиция, прибывшая в Третьяковку, быстро установила приметы похитителя и его сообщника, сидевшего за рулем поджидавшего Mercedes. Уже на следующее утро полиции и оперативникам ФСБ удалось раскрыть дерзкое преступление.

«Подозреваемый в краже мужчина 31-го года был задержан в поселке Заречье Московской области. Картина была найдена на строящемся объекте в Одинцовском районе. По предварительным данным, преступление совершено из корыстных побуждений», — сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк.

Картины

Денис Чуприков, подозреваемый в краже картины художника Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи, в Таганском районном суде Москвы

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

По данным источника «Известий», мужчина в конце прошлого года задерживался оперативниками столичного антинаркотического подразделения МВД на пути к тайнику с героином, так называемой закладке. Подозреваемому, оказавшемуся уроженцем Феодосии, вменили хранение наркотических веществ. Он был оставлен под подпиской о невыезде — у мужчины на иждивении находится новорожденный ребенок. Вместе со своей спутницей он жил на съемной квартире, где, собственно, его и задержали. Отрабатывается версия о том, что действия подозреваемого могли носить неадекватный характер — ему назначена судебная психиатрическая экспертиза на предмет вменяемости. И тем не менее главная версия о мотиве — корыстная. Бережно обернутую в телогрейку картину он спрятал на строящемся объекте. Этот факт и другие меры, принятые к сохранению полотна, говорят о том, что картина в дальнейшем готовилась к передаче третьим лицам с целью перепродажи. К слову, о молодом человеке также известно, что за ним числится несколько сотен тысяч рублей долга.

Теория «отмывания» картины

«Предварительная версия — одиночка с корыстными мотивами»

Полковник полиции Олег Колтунов — о том, как и кем была найдена украденная из Третьяковской галереи картина Архипа Куинджи

Одна из версий, которую проверяют сыщики, связана с попыткой переправить полотно через российско-украинскую границу. Однако дальнейшую цель предполагаемых соучастников понять сложно. Эксперты в один голос говорят, что включить картину с такой биографией в легальный оборот, а тем более выставить на аукцион крайне затруднительно.

«Такого рода произведения, я имею в виду их криминальную судьбу, на рынке не востребованы. Продать украденное из Третьяковской галереи полотно известного живописца на рынке попросту нереально», — рассказала «Известиям» Екатерина Пономаренко, старший научный сотрудник «Научно-исследовательской экспертизы им. П.М. Третьякова». В практике специалиста были случаи, когда люди пытались продать похищенные вещи, но всегда речь шла о кражах из частных собраний.

Есть вещи, которые желают заполучить многие состоятельные коллекционеры. Это работы 5–6 художников, которые просто невозможно добыть, считает другой знаток международного рынка антиквариата.

Картины-2

По мнению сотрудников «Научно-исследовательской экспертизы им. П.М. Третьякова», продать украденное из Третьяковской галереи полотно известного живописца на рынке попросту нереально

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

«Есть топовые имена, к которым не стихает интерес, например Петров-Водкин. Но их на рынке нет. Они настолько хорошо известны и опубликованы, что никто под заказ не решится на преступление — безумцев нет. Такие вещи — для кинематографа», — говорит музейный работник с многолетним стажем, московский собиратель Александр Савинов.

Искусство без масс: какие проблемы выявило похищение полотна Куинджи

Приведет ли случай в Третьяковской галерее к пересмотру системы безопасности в музеях

По его словам, подобные преступления часто начинаются ситуационно. «Например, несколько лет тому назад в Литературном музее были похищены вещи при перевозке. Украл их, как оказалось, охранник, и до сих пор часть похищенного находится в розыске», — рассказывает Савинов.

Преступников часто ловят именно в тот момент, когда они пытаются пристроить шедевр. Продать такую вещь вообще большая сложность — нужен солидный покупатель. В процессе поисков криминалитет и попадает в сети полиции.

Аукцион не дружит с криминалом

Александр Савинов знает и о сложностях «вызволения» предметов старины, похищенных преступниками из легального оборота, — он сам стал жертвой разбойного нападения, в ходе которого бандитам досталась часть его коллекции, в которую входили миниатюры, барельефы, резные камни и коллекция подлинных фотографий членов российской императорской фамилии.

Нападавших вскоре после преступления нашли и осудили, но с возвратом похищенных вещей история тянется до сих пор.

Савинов на практике доказал, что спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Ему удалось вернуть себе часть собрания, попавшего на вернисаж в Измайлово, а уникальный дагеротип — из антикварного магазина. Он обнаружил краденые вещи и указал полицейским, где они находятся.

Фото: РИА Новости/Валерий ЛевитинКоллекционер Александр Савинов

Та же история случилась и с портретом британского принца-регента Георга. Савинов нашел свою вещь онлайн — среди лотов на интерактивном аукционе в Таллине. Он обратился в МВД, после чего по просьбе российских коллег сотрудники эстонского Интерпола изъяли картину.

«Нельзя все картины одеть в пуленепробиваемые стекла»

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о безопасности музейных ценностей, свежем взгляде на классическую живопись и новых рекордах

«В моем случае, как и в общей практике, скупщики краденого решили дать вещам «отлежаться», — говорит Савинов.

По его словам, аукционы не станут связываться с «криминальными» лотами — они снимают с торгов такие вещи и охотно сотрудничают с правоохранителями. Скандалы вредят их бизнесу.

«На сегодняшний день не совсем понятен механизм того, как полиция защищает частные собрания. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в США полиция временно изъяла принадлежащие мне вещи с аукциона и несколько месяцев ожидала реакции российских коллег. Но никаких запросов не последовало. Как мне позже удалось выяснить, мои вещи не поставили в розыск именно из-за того, что собрание частное, а не музейное».

Что интересно воровать

По словам музейного работника, на сегодняшний день в международной теневой торговле антиквариатом появился криминальный заказ на христианские реликвии. Причем заказ этот часто исходит со стороны обеспеченных собирателей из России.

Охота на передвижников

Как нижегородская банда похищала шедевры русской живописи

«Насколько мне известно, власти и священство Греции и других стран обращаются к российским правоохранителям с просьбой найти, задержать и изъять похищенные у них иконы и даже мощи», — рассказывает Савинов.

Такая практика характерна для некоторых частных храмов.

«Допустим, церковь строится каким-то меценатом, на его земле, после чего туда передается реликвия. Не всем же удается получить почитаемые иконы из российских музеев, хотя случается и такое. Есть люди, которые купят икону за рубежом, не спрашивая, каким образом ее заполучил посредник. Разумеется, речь идет об общехристианских святых», — рассказывает музейный работник. Он уточнил, что на Западе торговля мощами в реликвариях — отдельный пласт антикварной торговли.

Впрочем, за рубежом русские иконы также пользуются бешеным спросом. Достаточно вспомнить скандал, связанный с похищением чудотворной иконы XVI века «Богоматерь Одигитрия» из Рождественского собора в Устюжне Вологодской области. По разным оценкам, ее стоимость составляла свыше $1 млн.

Фото: tg-m.ru/Журнал «Третьяковская Галерея»Чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Устюженская». Конец XV — начало XVI века

Что же касается картин русских мастеров, то интерес к ним не угасает, но и бешеным его не назовешь.

По словам Екатерины Пономаренко, русские классики-пейзажисты по-прежнему востребованы на международном рынке.

Меч пророка

Как удалось вернуть бесценную реликвию, украденную в горном селении Дагестана

«Регулярно устраиваются «русские сезоны», «русские продажи», где фигурирует не только русский авангард. Айвазовский, Левитан — эти художники популярны, востребованы и очень ценятся в Западной Европе», — рассказывает Пономаренко, с оговоркой, что не всегда понятно, в чью коллекцию поступает купленный лот. «Это могут быть и русские коллекционеры, проживающие за рубежом», — говорит эксперт.

Другой собеседник «Известий» констатирует, что наше искусство, за исключением авангарда, любопытно по большей части нашим состоятельным соотечественникам.

«Есть тенденция, напротив, ввозить картины наших художников из-за рубежа», — считает Савинов. По его мнению, спрос на российских живописцев за рубежом невысок и многие, кто считал покупку российских картин удачным капиталовложением, горько разочаровались.

«В свое время ценники были завышены, раздуты. Сегодня цены упали в два, а то и в три раза. Это такой маркетинговый прием — вывезти из России на Sotheby’s картину и там продать. То есть полотну вместе с наклеечкой дома придается некая значимость за счет престижа самого аукциона. Плюс публикация в западном каталоге. Такими вещами занимаются антиквары, у которых есть клиентура среди богатых людей, новых новых русских, приобретающих картины для дач и подарков своим друзьям», — говорит Савинов.

Источник: iz.ru