Для защиты заемщиков ипотечных кредитов Центробанк России разработает единые стандарты. Одна из причин — средний фактический период выплаты ипотеки почти в два раза короче договора и составляет около 7 лет. Банкам это тоже не выгодно. Об этом заявил руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг ЦБ Михаил Мамут.

Новые правила для ипотечного кредитования ЦБ разработает совместно с «Дом.РФ» . Как полагают эксперты, комплексный стандарт по ипотечному кредитованию должен объединить лучшие практики и методики на рынке, пишет РБК.
Он будет состоять из пяти стандартов: стандарт ответственного ипотечного кредитования, требования к участникам и условия сделки ипотечного кредитования, требования к андеррайтингу (процедуре проверки клиента и объекта недвижимости), стандарт сервисного обслуживания ипотечных (в т.ч. дефолтных) закладных, документация для стандартной сделки секьюритизации (выпуска ценных бумаг, обеспеченных ипотекой).

Пока из пяти стандартов согласован с ЦБ стандарт ответственного ипотечного кредитования. Остальные находятся на рассмотрении у регулятора. Этот документ будет определять степень раскрытия кредитором информации заемщику, условия мониторинга финансового состояния заемщика, процессы досудебного и судебного урегулирования проблемной задолженности.

В стандартах, в частности «будет определено, как банку рекомендуется оценивать финансовое положение заемщика для выдачи кредита и требования по размеру платежа от суммарного дохода семьи».

«Эти стандарты будут использовать в качестве документа «мягкого права» — банки, присоединившиеся к ним, должны будут соблюдать их или учитывать рекомендации, пояснил заместитель директора по развитию розничного бизнеса банка «Дом.РФ».

На сегодняшний день единой формы документации, сопровождающей ипотечные сделки, у банков нет. Нет и уверенности у заемщиков в защите своих прав. В 2018 году больше половины (53%) всех жалоб граждан по вопросам ипотеки, поступивших в ЦБ, касались невозможности гражданина исполнять свои обязательства по договору. Год назад доля таких жалоб было 44%.

«Клиент понимает риски, которые над ними висят — в итоге люди сами себя загоняют в условия, когда они не допивают, не доедают, только скорей бы выплатить ипотеку, потому что, не дай бог, бахнет что-нибудь еще», — отметил Михаил Мамут.

Вероника Преображенская

Источник: ussurmedia.ru