Российская компания «Роснефть» укрепляет свои позиции на топливном рынке Германии — с 2019 года ее «дочка» Rosneft Deutschland, ранее взаимодействовавшая с клиентами через посредника, BP, перешла на прямые продажи. В компании уже говорят о дальнейших планах по развитию, а эксперты не исключают, что это может придать новый импульс рынку, на котором в течение долгих лет господствовало ограниченное количество крупных международных игроков. Подробнее — в материале «Известий».
Шаг вперед
Сам по себе немецкий рынок для отечественного нефтегазового гиганта не новый. Россия является одним из важнейших поставщиков нефти для Германии, с большим отрывом опережая на этом рынке ближайших конкурентов — Норвегию, Ливию и Казахстан, отмечает немецкое издание Handelsblatt. При этом «Роснефть» является одновременно одним из крупнейших оптовых поставщиков и третьим по величине нефтепереработчиком в стране. На германский рынок нефтепродуктов компания пришла еще в 2011 году в рамках совместного предприятия с BP.
«Роснефть» вышла на рынок Ливана
«Это был важный шаг для «Роснефти» по развитию бизнеса вне России», — пояснил журналистам Handelsblatt Брайан Честерман, руководитель Rosneft Deutschland.
Сегодня в Германии «Роснефть» владеет долями сразу нескольких крупных предприятий. Ей принадлежат 54% бумаг НПЗ PCK в бранденбургском городе Шведт, 25% акций нефтеперерабатывающего завода Bayernoil в Фобурге, а также 24% бумаг НПЗ MiRO в Карлсруэ. При этом заводы производят самый широкий спектр нефтепродуктов, включая бензин, дизель, авиакеросин, нефтехимию и битум.
Однако с 2011 года немецкая «дочка» российского нефтегазового гиганта реализовывала свои продукты на германском рынке через посредника, в роли которого выступал концерн BP (ему принадлежат 19,75% акций «головной» российской компании, еще 50% бумаг «Роснефти» находятся в собственности государства).
Это сотрудничество в компании называют успешным. Однако, как рассказал немецким журналистам Брайан Честерман, еще несколько лет назад, в 2015-м, в Rosneft Deutschland задумались о том, чтобы самостоятельно заняться продажами.
«Это мы и осуществили в начале года — как было запланировано. Это был логичный шаг. Мы также видим в этом подтверждение важности немецкого рынка для компании», — отметил в разговоре с Handelsblatt руководитель немецкой «дочки» компании «Роснефть».
По его словам, клиенты были рады появлению на рынке еще одного игрока. Не меньший интерес это событие вызвало и у экспертов германского топливного рынка — тем более учитывая, что он долгое время оставался поделенным между несколькими международными гигантами, — Shell, BP и Total, — и не отличался динамизмом. Теперь же на рынке появилась новая сила: немецкое издание напоминает, что «материнская компания» в России считается одним из ведущих нефтегазовых концернов мира; «Роснефть» лидирует среди публичных компаний по объемам запасов и добычи жидких углеродов, а ее штат насчитывает около 300 тыс. сотрудников
Расширение границ
При этом эксперты, опрошенные изданием Handelsblatt, полагают, что, несмотря на возможности «Роснефти», речь идет не о «переделе» рынка, а о новых возможностях для его развития.
«С точки зрения клиента это определенно улучшение, ведь исключается промежуточное звено при продажах», — говорит Ойген Вайнберг, аналитик Commerzbank.
Сейчас большая часть российского черного золота попадает в Европу благодаря нефтепроводу «Дружба». Одна из его веток ведет на немецкий нефтеперерабатывающий завод в Шведте, мажоритарным акционером которого является «Роснефть». А немецкая «дочка» компании теперь готова выступить и в роли прямого поставщика — нефтепродукты там могут поставлять клиентам самыми разными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, речным, а также с помощью нефтепродуктовода.
Технологический совет «Роснефти» рассмотрел вопросы цифровизации производства
В результате клиентская база Rosneft Deutschland уже в начале 2019-го насчитывала около 500 организаций, расположенных в Германии, Польше, Чехии, Швейцарии, Австрии и Франции. При этом руководство компании говорит о дальнейшем расширении — включая возможный выход на новые сегменты рынка.
«Мы всегда открыты для возможностей на рынке. Это относится и к нашим активам в НПЗ. Но нас также регулярно спрашивают, хотим ли мы покупать автозаправочные станции. Если будет выгодная возможность, мы рассмотрим ее. Мы ничего не исключаем», — рассказал Брайан Честерман журналистам издания Handelsblatt.
Видеть альтернативу
В будущем речь также может идти и о развитии новых продуктов. По всему миру продолжают ужесточаться требования по защите окружающей среды в отношении нефтегазовых компаний, однако Rosneft Deutschland в этом видит не проблему, а новую возможность.
Так, по мнению главы компании, со временем всё больше внимания будет уделяться синтетическим видам топлива.
«Мы убеждены, что они могут играть важную роль в будущем. Но на данный момент еще нет экономических условий, чтобы войти в такое производство», — объяснил он.
В первую очередь, для того чтобы развивать это направление, потребуется соответствующее регулирование и более гибкий подход к нему на государственном уровне.
«До сих пор транспортная политика Германии была в одностороннем порядке сосредоточена на батареях в качестве альтернативы ископаемому топливу. Мы бы хотели, чтобы дискуссия и регулирование были открытыми для различных технологий», — отмечает глава Rosneft Deutschland.
Впрочем, заключает он, в компании убеждены, что спрос на жидкие углеводороды сохранится в течение длительного времени. Конечно, постепенно структура спроса будет меняться, однако процесс этот будет очень длительным. «Для судов, самолетов или грузовиков, а также продуктов нефтехимии, вероятно, не будет альтернативы нефти в долгосрочной перспективе», — убежден Брайан Честерман.
Источник: