Государственная Дума Российской Федерации отклонила в первом чтении законопроекты, который расширяли продовольственную корзину россиянина и изменяли сроки пересмотра корзины. Так, один из документов предлагал треть продовольственной корзины занять расходами на непродовольственные товары, треть — продуктами питания и еще треть – услугами.

По словам докладчика по законопроекту, депутата Госдумы Ярослава Нилова, стоимость корзины должна была бы вырасти более чем в 1,5 раза. Что в свою очередь влечет повышение прожиточного минимума граждан, а он увеличение МРОТ (так как в России действует закон о приравнивании минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения).

«Необходимость увеличения расходов на непродовольственные товары и услуги обусловлено значительным с ростом цен на лекарства, услуги ЖКХ, платную медицину и образование», уточняется в пояснительной записке к законопроекту. Принятие документа «приведет к увеличению на треть величины прожиточного минимума, что улучшит положение граждан, получающих заработную плату на уровне МРОТ, а также малообеспеченных пенсионеров и инвалидов».

На данный момент продукты питания составляют половину продовольственной корзины, услуги и непродовольственные товары составляют 50% стоимости продуктового набора.

Действующий закон «О потребительской корзине в целом по РФ» на одного гражданина предусматривает в год: 126,5 кг хлебных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг иных овощей и бахчевых культур, 60 кг фруктов, 23,8 кг сахара и кондитерских изделий, 58,6 кг мясопродуктов, 18,5 рыбопродуктов, 290 кг молока и молочных продуктов, 11 кг растительных масел и маргарина, 4,9 кг соли, чая и специй и 210 яиц.

При этом, эти объемы разнятся с нормами, указанными в приказе Минздрава РФ, который определяет рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания. Например, в год человек должен потреблять 96 кг хлебных продуктов, что на 30,5 кг меньше установленного объема потребительской корзины, 90 кг картофеля — на 10,4 кг меньше, 100 кг фруктов — на 40 кг больше, 73 кг мясопродуктов — на 14,4 кг больше и так далее.

Действующая потребительская корзина утверждена на срок до 31 декабря 2020 года (28 декабря 2017 года была продлена корзина 2012 года) и требует изменений, считают инициаторы законопроекта. В частности в связи с тем, что потребительская корзина должна меняться не реже одного раза в пять лет.

«Таким образом, необходимость установления нового набора продовольственных товаров, включенных в потребительскую корзину, обусловлен, как с юридической, так и с сущностной точек зрения», уточняется в пояснительной записке.

Помимо этого, инициаторы документа обращают внимание, что минимальный размер оплаты труда достиг величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 мая 2018 года. А продление старой потребительской корзины до 2020 года было обосновано именно этой необходимостью. Однако, предполагалось, что прийти к этому удастся только с 1 января 2019 года. В связи с этим, законопроект предлагает сократить срок действия потребительской корзины до 2018 года включительно.

Содокладчик по законопроекту, член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Татьяна Сапрыкина отметила, что принятие законопроекта повлечет за собой дополнительные расходы из федерального и региональных бюджетов. Профильный комитет продолжает придерживаться точки зрения о прежнем расчете и сроках по продовольственной корзине, и не рекомендовал парламентариям законопроект к принятию.

Докладчик по одному из рассматриваемых законопроектов, депутат Олег Нилов высказал уверенность в том, что «никуда мы (депутаты) не уйдем от этого вопроса (об изменении потребительской корзины и сроков). И не будет ни какого 2020 года».

— Давайте вспомним — по МРОТ никаких действий не было, пока пинок не получили от президента, — добавил Олег Нилов. — Надеюсь, этот пинок в скором времени будет и по потребительской корзине.

Саша Бусова

Источник: ussurmedia.ru