Известно, что на человека и его здоровье влияет огромное количество различных факторов.

Все они были разделены на четыре большие группы и выявлено влияние каждой из этих групп на организм человека:

    • медицина оказывает влияние на 10%;
    • генетические факторы (наследственность) — 15%;
    • экологические факторы (окружающая среда) — 25%;
    • образ жизни человека — 50%.

Становится понятно, что именно образ жизни оказывает самое серьезное влияние на здоровье каждого человека. Образ жизни — modusvivendi — в переводе с латинского языка, обозна­чает систему взаимоотношений человека с самим собой и факто­рами внешней среды. Г.Л. Апанасенко определяет образ жизни как социальную категорию, которая включает уклад и стиль жиз­ни. По определению Всемирной организаци­ей здравоохранения, образ жизни — это способ существова­ния, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида.

В настоящее время определены несколько составных час­тей, которые входят в модель образа жизни и позволяют исследо­вать их влияние на здоровье различных групп населения:

  •  производственная активность;
  • общественно-политическая активность;
  • социальная активность;
  • деятельность в быту;
  • социально-культурная активность;
  • физическая активность;
  • медицинская активность и др.

Для сохранения и укрепления здоровья человеку необхо­димо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жиз­ни — комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек.

Г.П. Артюнина определяет здоровый образ жизни челове­ка, как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

В.В. Колбанов трактует ЗОЖ как максимальное количест­во биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формиро­вание, сохранение и укрепление здоровья, способность к продле­нию рода и достижению активного долголетия.

Б.Н. Чумаков описывает понятие здорового образа жизни, как «типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуа­ций».

Составляющими ЗОЖ являются:

1. рациональное питание;
2. полноценный сон;
3. соблюдение режима труда и отдыха;

4. закаливание;
5. соблюдение гигиенических норм и правил;
6. отказ от вредных привычек;

7. дозированные физические нагрузки;
8. сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
9. психологический комфорт и др.

Необходимо обратить внимание на такую составляющую образа жизни, как вредные привычки. Распространено мнение, что вредными привычками являются наркомания, алкоголизм и табакокурение. На самом деле это болезни наркологического профиля и разговор о них пойдет в соответствующем разделе.

А к вредным привычкам относятся нарушение режима, переедание, неправильная поза при сидении/использование высокой подушки во время сна, привычка грызть ногти и т.д., и т.п. Существуют даже целые своды правил о том, как правильно сидеть, чистить зубы, вставать утром с постели..,

В валеологии принято определять по специальным мето­дикам и системам такие индивидуальные показатели, как биоло­гический возраст, количество здоровья, резерв здоровья и др. Это необходимо делать для прогнозирования перспектив личного здоровья каждого заинтересованного в этом человека и разработ­ки в соответствии с этими показателями индивидуальных здоровьесберегающих программ.

В зависимости от того, какой образ жизни ведет индивид, состояние его здоровья может сохраняться, укрепляться или ухудшаться. У человека, ведущего здоровый образ жизни, как правило, биологиче­ский возраст соответствует паспортному, а у того, кто не бережет свое здоровье, он опережает хронологический возраст.

Биологический возраст (анатомо-физиологический) — соответствие биологического состояния организма уровню разви­тия, показателям основных физиологических систем и количест­венной характеристике здоровья, наиболее типичным для определения паспортного возраста. Биологический возраст определя­ется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Он может не соответствовать хронологическому воз­расту.

Паспортный возраст (хронологический) — период време­ни от момента рождения до настоящего или любого другого мо­мента исчисления.

По мнению Н.М. Амосова, количество здоровья — это сумма «резервных мощностей» основных функциональных сис­тем организма. Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, надо оценить отдельные его элементы и выявить сте­пень взаимосвязи между ними.

Понятие образа жизни взаимосвязано со следующими его категориями:

  •  условия жизни,
  • качество жизни,
  • уровень жизни,
  • стиль жизни.


Условия жизни
— условия, определяющие (социальные) и опо­средующие (природные) образ жизни.

Качество жизни — степень комфорта в удовлетворении потреб­ностей человека.

Уровень жизни — экономическая категория, предоставляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Стиль жизни — поведенческие особенности жизни человека.

Формирование ЗОЖ — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно доби­ваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями обще­ства, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических воз­можностей и способностей.

Поэтому процесс формирования здо­рового образа жизни населения включает следующие друг за дру­гом этапы:

 

информирования населения о факторах риска и степени их влияния на состояние здоровья;

формирования убежденности в необходимости выполнения рекомендаций по устранению факторов риска;

воспитания навыков, оказывающих благоприятное влияние на здоровье и сводящих к минимальному действие отрицатель­ных факторов.
Формирование навыков здорового образа жизни должно быть комплексным и сочетать осуществление общегосударствен­ных мероприятий с индивидуальным поведением. Комплекс ус­тойчивых и полезных для здоровья привычек рационально начи­нать вырабатывать в детстве.

В этом возрасте при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта — комплекс привычек здорового способа жизни вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в детстве. затем в юности, с учетом возрастных и индивидуальных особен­ностей, во многом зависит, насколько раскроется потенциал лич­ности в будущем.

Шурыгина Ю.Ю.

Источник: medbe.ru